Вот и пролетел еще один учебный год нашего проекта. В самом начале было много опасений и тревог: как будут чувствовать себя дети в школе после столь длительного отсутствия в результате самоизоляции? Насколько они отвыкли от привычного режима, как долго будут адаптироваться к школьным реалиям? Помимо этого, в школе в течение года действовал особый режим, связанный с пандемией: контакты детей были ограничены, отменены массовые мероприятия. Несмотря на это, год прошел продуктивно и спокойно. С самого начала учебного года в классе работали поведенческие специалисты: супервизор Жанна Бекеева и Марина Алексеева, которая стала куратором проекта после 2 лет работы тьютором в Ресурсном классе и обучении на курсе прикладных поведенческих аналитиков (Марина закончила 4 модуля). В этом году новшеством для детей и команды РК стало введение протокола коррекции нежелательного поведения по Хенли, который предложила реализовать Жанна. Это протокол подразумевает появление и развитие таких социально важных навыков как привыкание к отказу, сотрудничество со взрослым, принятие условий, послушание и т.д. Это оказалось особенно важным после долгого периода самоизоляции детей с РАС. В работу были включены и специалисты РК, и родители детей с РАС: они тоже тренировались с детьми по протоколам Хенли дома. Помимо этого в РК шла непрекращающаяся работа над коммуникацией детей, академическими целями, социально-бытовыми навыками. Все 4 детей успешно закончили учебный год по своим индивидуальным программам и планам, каждый прибрел новые навыки: так, Вероника стала намного спокойнее дома, уменьшились конфликты с младшей сестрой, стала соглашаться преодолевать мелкие страхи, может пройтись в высокой траве и спокойнее реагирует на насекомых, а также научилась читать слова на английском; Семен стал различать гораздо больше устных просьб, стал лучше ориентироваться в визуальном расписании активностей; Саша, ребенок, который впервые пришел в школу, перестал проявлять тревогу и отказ от занятий, стал сотрудничать и проявлять творческие способности; Витя стал гораздо спокойнее, улучшилось понимание обращенной речи, уменьшились страхи (в частности перед медицинскими манипуляциями).Еще хочется добавить, что после учебного года у детей из РК появилась возможность посещать летний городской лагерь в нашей школе. Оказалось, что такая активность, где нет интенсивной учебы и тренировок по протоколам, но зато есть общие занятия в коллективе сверстников, коммуникация, совместные игры и кружки, также пошла на пользу нашим детям. Всем им было легко и особенно радостно чувствовать себя частью большой школьной семьи. Все это стало возможным потому, что наша организация «СПЕКТР А» и наш проект «Ресурсный класс в ГБОУ СОШ № 269 Кировского района г. Санкт-Петербурга» в 2020-2021 учебном году стали участником и площадкой большого федерального проекта «Инклюзивная адаптация». Этот проект реализовала Ассоциация «Аутизм Регионы» при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход». Благодаря этому проекту дети, учащиеся в Ресурсном классе и их родители, получили полноценную помощь и поддержку специалистов в развитии навыков социальной адаптации.