рассказывает Виктория, мама Ники, школа 269:
«Мне задали вопрос — «как ребёнку помогает учится формат ресурсного класса?»
Мне кажется более информативным будет сравнение модели обучения РК и коррекционной школы. Моя дочь Ника первый класс провела в коррекции, поэтому я могу сравнить. Такое сравнение будет полезным для родителей, которые прямо сейчас должны делать выбор в пользу той или иной формы обучения.
В коррекционном классе вместе с Никой было 14 детей с разными особенностями развития. На 14 детей был один тьютор, без знания прикладного анализа поведения.
В классе коррекционной школы подход ко всем детям был общий, а не индивидуальный. В качестве награды за успехи учитель использовал леденцы и мыльные пузыри, потому что многим детям это, наверно, подходило. Но Нику не интересовало.
Программа обучения в классе также была общей для всех учеников. Меня, как родителя, не спрашивали, какие навыки необходимы ребенку.
Вместе с тем, от детей ожидали послушания и спокойного поведения. С проявлениями нежелательного поведения в коррекционной школе не работали.
Как только стало ясно, что моя дочь Ника не в состоянии освоить школьное поведение (которое невозможно тренировать дома), нашей семье было настоятельно предложено домашнее обучение.
Возможно ли домашнее обучение ребёнка с РАС? Академическим знаниям — вероятно, но социальным вряд ли.
Я же в первую очередь ценю личностный подход к каждому ученику.
В Ресурсном классе у моей дочери есть индивидуальные протоколы по академическим, коммуникативным и поведенческим умениям. С ее поведением работает команда педагогов ресурсного класса, куратор и супервизор. Благодаря тренингу с опорой на навыки у Ники удалось убрать проявления тяжелого поведения: самоагрессии — до нуля в школе и дома. На ее руке остались только уже зажившие шрамы от прошлого.
Вероника свободно осваивает свою индивидуальную программу обучения и уже многое умеет.
Но что очень важно, у моей дочки есть возможность быть включённой в школьную деятельность нейротипичных сверстников на уроках, переменах и совместных играх.
Я думаю, дети с РАС с трудом понимают социальный контекст, если они лишены помощи специалиста, а окружающая среда не изменена под потребности ребенка. Но всё же когда они включены в среду, а не исключены из неё как в коррекционной школе, шанс на понимание правил социальной игры увеличивается»
Комментирует учитель начальных классов школы 269 Кириллова Екатерина Борисовна:
«Ресурсные классы дают чувство принятия. Общество ещё не привыкло к детям и людям, которые отличаются от них. Частая ситуация, когда в транспорте, на улице мы видим человека «не такого» как мы, обращаем на него внимание, кто-то может и осудить такое поведение, что-то сказать.
Поэтому очень важно учиться принятию. С этой целью в школе проходят уроки доброты. Приходят тьюторы и объясняют, почему дети с аутизмом могут закрывать уши, проявлять повышенную чувствительность. Детям важно понять, что мир разносторонен и прекрасен, и люди в нем разные и интересные. Надо учиться принимать всех такими какие они есть, подбирая «ключик» к каждому!
Ресурсный класс – это также и поддержка. Я всегда могу задать интересующие меня вопросы куратору РК и получить ответы, как работать с нежелательным поведением не только детей с РАС, но также и детей из регулярных классов»
Благодарим организатора проекта «Ресурсный класс. Доступная среда»
Ассоциацию «Аутизм-Регионы»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
#РКдоступнаясреда
#инклюзивноеобразование
#аутизмрегионы
#ресурсныйкласс
#ПрезидентскиеГранты
#ФондПрезидентскихГрантов




