«Я, Печеницына Надежда, работаю учителем физкультуры в ГБОУ СОШ №269 с начала 2020 учебного года. В 1Б классе у меня на уроках занимаются два ребенка с расстройством аутистического спектра. Один из них ученик ресурсного класса и сейчас находится в процессе адаптации к школьным условиям и много времени проводит пока в ресурсной зоне, на уроки в инклюзию выходит с тьютором, а второй ученик посещает уроки без тьютора в регулярном классе.
У обоих мальчиков есть сложности с общей моторикой, произвольными движениями и координацией. У Саши, ученика Ресурсного класса, помимо этого сложности с руководящим контролем – он не слушается учителя, а еще может бегать и толкать других детей. Поначалу я не знала, как работать с этой категорией детей, с какой стороны подступиться.
Мне повезло пройти курс повышения квалификации на базе Института им. Павлова. Он называется «Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками с расстройствами аутистического спектра». На курсе я узнала, что дети с РАС иначе, чем обычные, воспринимают информацию, у них нарушен социальный контакт, изменен мышечный тонус – есть или гипертонус, или слабость мышц, есть стереотипии и разные сенсорные нарушения, например звуковая чувствительность, и это нужно учитывать в работе. Я узнала, что на уроках нужно учитывать то, что поведение ребенка с РАС может ухудшиться, если будет присутствовать стрессовый фактор – для Саши это звук свистка, и на уроке у 1Б я его сейчас не применяю.
Детям с РАС при любой деятельности помогает визуальное расписание — при смене упражнений и активностей – переход от ходьбы к бегу, от бега к прыжкам и т.д., занятия обозначаются карточками, показываешь ребенку карточку – и он меняет упражнение. Также, я даю детям с РАС больше отдыха, потому что вижу, что они утомляются быстрее, чем другие.»
Наш проект «Организация внеурочной деятельности для детей с аутизмом и без аутизма на базе инклюзивной школы» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.