Это снова мы! Сегодня расскажем, какую кропотливую работу провела команда проекта «Юный кулинар».
Мы поставили себе задачу рассказать о нашем опыте и сделать полезный буклет для школьников с ОВЗ Санкт-Петербурга, чтобы дети могли пользоваться им и на занятиях кулинарией вместе с педагогами, и самостоятельно дома.
Для этого мы придумали структуру буклета: взяли самые базовые протоколы для обучения необходимым навыкам и адаптировали их для легкого восприятия. И конечно, включили в книгу технологические карты рецептов, которым обучали наших детей с ОВЗ в проекте «Юный кулинар».
Карты также адаптированы: в виде табличек с описанием каждого шага и отдельно в виде картинок без текста. Рецепты идут по уровню возрастания сложности. Буклет интерактивный, в нем размещены QR-коды, по которым есть дополнительная информация: обучающее видео, которое сделала наш тьютор Елизавета, и дополнительные технологические карты, не уместившиеся в буклет.
Картинки для рецептов мы нарисовали самостоятельно, также адаптировали их для восприятия детей с ОВЗ. Сверстали тоже сами. А напечатали с поддержкой OQ копицентр, и говорим спасибо! Получился не просто буклет, а почти целая книга.
Уже идут каникулы, а Никуля проводит их с пользой и сама готовит с помощью нашего буклета!
Вот такое коллективное полезное творчество получилось у нашей команды. Если вас заинтересовал наш опыт, напишите нам, и мы пришлем ссылку на PDF-версию буклета.
Проект «Юный кулинар» помогает ребятам с ОВЗ развивать новые навыки, уверенность в себе и чувство ответственности. Желаем всем дальнейших успехов и новых кулинарных побед!
Этот проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Вот и настал день, когда 16 школьников с ОВЗ из ГБОУ СОШ №269 Санкт-Петербурга смогли продемонстрировать свои кулинарные навыки на итоговом мероприятии проекта «Юный кулинар»!
Что происходило: Участники показали все, чему научились на групповых и индивидуальных занятиях. Они готовили по технологическим картам с поддержкой педагогов проекта, накрывали на стол, угощали гостей и потом все убрали. Ребята стали настоящими хозяевами этого праздника. Они укрепили свои знания и генерализовали усвоенные навыки. Каждый участник получил заслуженную грамоту за старание и успехи и в подарок кружку на память о проекте.
Особые моменты: Школьники с удовольствием готовили блюда под руководством специалистов проекта. Родители, педагоги школы и участники проекта создали атмосферу тепла и поддержки. Все были впечатлены творческим подходом и вниманием детей к процессу приготовления еды.
Итоги: Каждый участник проявил себя как настоящий юный кулинар! Было видно, как дети уверенно работают с продуктами и оборудованием. Мероприятие стало не только проверкой знаний, но и праздником для всех присутствующих.
Особая благодарность: Специалистам проекта за профессиональное обучение и поддержку. Педагогам ГБОУ СОШ №269 за участие. Родителям за веру в своих детей и поддержку их талантов.
Мы гордимся каждым участником и их достижениями! Проект «Юный кулинар» помогает нашим ребятам развивать новые навыки, уверенность в себе и чувство ответственности. Желаем всем дальнейших успехов и новых кулинарных побед!
Этот проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Занятия закончились, но у нас еще есть для вас хорошие новости 😊 расскажем скоро. Проект «Юный кулинар» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Дорогие друзья, мы подготовили для вас интервью с супервизором проекта «Школа будущего для детей с РАС: новые вызовы» Жанной Бекеевой.
Жанна Бекеева. Специалист по прикладному анализу поведения, супервизор ресурсных классов.
«Это математика, такая же прикладная наука».
— Жанна, расскажите, как выглядит Ваш типичный рабочий день?
— Примерно в 8 утра начинают приходить в рабочие чаты видео-отчеты с выполнением протоколов тьюторами ресурсных классов, я начинаю их просматривать и давать обратную связь, обязательно хвалить за хорошо выполненную работу и предлагать тем, кто ошибся, правильные варианты действий. Все видео, которые я просматриваю , обязательно отмечены «большой палец вверх», сердечками или улыбками. Этой работы очень много, и это отнимает много времени, практически до обеда. После обеда начинаются консультации классов, родителей, специалистов, заканчиваются они вечером. В выходные дни я занимаюсь методической работой – пишу протоколы обучающих процедур, готовлю к ним пособия.
Супервизия со специалистами ресурсного класса
— Какой навык в профессии супервизора ресурсных классов самый важный?
— Брать ответственность за свои решения, думать о каждом участнике образовательного процесса, а их много: дети, команда класса, администрация школы, родители.
— Какие основные методы вы используете в работе?
— Вы спрашиваете о методиках? Я не фанат ТОН, не пропагандист доктора Хенли, но точно знаю одно – чтобы школьная адаптация прошла у спешно у ребенка без базовых навыков сотрудничества, нужен ПФА\ТОН (Практический Функциональный анализ и Тренинг с опорой на навыки ред.). В школе очень тяжело адаптироваться, в школе непросто всем, особенно непросто ученикам с аутизмом. Сенсорная перегрузка, низкий уровень понимания речи – все это осложняет школьную жизнь. А если Вы спросите меня о методиках развития школьных навыков, то я дам однозначный ответ — реляционное обучение — наше все. Неважно, сколько слов будет в словаре Вашего ученика, если он не умеет делать связи между объектами, явлениями и действиями, не умеет анализировать, он не сможет освоить школьную программу и понимать этот мир, во всяком случае, ему будет очень сложно это делать.
— Как аналитик собирает и интерпретирует данные о поведении?
— Мне больше подходит наблюдение по видео и очно. Как взаимодействуют взрослые и дети, это самые показательные данные, поведение ребенка – самый честный маркер. Данные можно нарисовать. Именно поэтому с самого раннего утра рабочие чаты «дымятся» от видео. За учебный год в каждом чате 900 и более видео. Но есть и КИМ (контрольно-измерительные материалы) – мои опросники, которые дают яркую понятную картину прогресса за год.
— Самые частые ошибки начинающих тьюторов? Как вы направляете специалистов работающих с детьми индивидуально?
— Все тьюторы имеют свое представление об учениках с РАС, кто откуда нахватался сведений, от сюда и отношение к ученику. Ошибки в преподавании обучающих протоколов быстро исправляются, протоколы подробно описаны, достаточно обратить внимание тьютора на какую-то строку, прочесть внимательнее и выполнить точь-в-точь. Ошибки по причине неправильного отношения к ученику исправляются при помощи рассказов о людях с аутизмом, исчезают страхи навредить, появляется решительность и осознанность в действиях. Если человек относится ко всем так, как хочет , чтобы относились к нему самому, ошибки не повторяются, человек становится прекрасным инструктором, тьютором или учителем. Примеров масса. У нас такая страна, нам везет, что в школы идут люди все-таки по призванию. И не важен возраст или опыт – человек приносит пользу.
— Где проходит грань между помощью и этически недопустимой манипуляцией?
— Не знаю, что ответить… Мне кажется, что манипуляции допускают люди, недостаточно хорошо воспитанные. Не этический кодекс поведенческого аналитика держит в рамках специалиста. В какой семье воспитывался этот человек, какие ценности у него.
— Какие стратегии поведения в семье Вы рекомендуете родителям?
— Смотря в каких ситуациях… Самое главное, помните как вы сами были детьми. И представьте, что плюс ко всему, вы не могли бы объяснить о своих чувствах, состоянии и нуждах. И первым вашим порывом будет помочь ребенку, а не запретить или наказать. Ребенок оценит это.
— Можно ли обучить родителей техникам анализа поведения?
— Однозначно да, АВА – это прикладная наука. Мы все умеем считать, считаем все подряд. Это математика, такая же прикладная наука.
— Как по-вашему, какой миф о ПАП самый распространенный?
— Единственно доказанная научная эффективность… Притом, что рядом тихо существует отечественная педагогика, остаток лучшего в мире советского образования. Это даже не миф, а вредоносный пиар, молва. Люди ожидают, что придет АВА-специалист, щелкнет пальцами, и все их беды с поведением исчезнут. А специалист приходит и … «заставляет» людей долго и тяжело работать. Скорее всего , это очень хороший специалист. Но пиар идет впереди профессии, и благодаря этому пиару, хороший специалист обесценивается. Нужно помнить, есть единственное чудо на свете – чудо труда.
Супервизия со специалистами ресурсного класса
— Где вы видите возможность позитивной работы с неприятием со стороны нейротипичных детей и их родителей ребят с ОВЗ?
— Я думаю, что не нужно идти к тем, кто не способен спокойно сосуществовать с другими. Обычно такие люди и не принимают. Благо, что их немного. Гораздо больше принимающих. Остальное в наших руках. Мы, общественные организации и специалисты ПАП, должны слаженно работать, обучать наших ребят адекватному поведению в любом контексте, и тогда их будут принимать всюду.
— Замечание ли Вы, что ваша профессия влияет и на Ваше собственное поведение?
— Нет, мне кажется не влияет.
— Посоветуйте нашим читателем вдохновляющую книгу или фильм о человеке с РАС.
— Мне раньше нравился фильм «Темпл Грандин». Сейчас моим вдохновением являются люди из жизни, и это здорово.
Жанна Бекеева. Специалист по прикладному анализу поведения, супервизор ресурсных классов.
— Жанна, большое Вам спасибо за интересную беседу. Вы всегда вдохновляете всех участников проекта «Школа Будущего».
«УРА!!! Каникулы, больше никакой домашки и контрольных», —
радостно, бросая школьный рюкзак в багажник машины, кричали родители. А в это время ребята грустно смотрели на своих педагогов, прощаясь с ними на целых три летних месяца. Ведь у них был такой насыщенный, интересный, увлекательный учебный год.
Только за последние полгода у наших ребят было столько активностей, и вот, что они успели!
7 марта состоялся мастер-класс по изготовлению настоящих ароматических свечей для подарков нашим мамочкам в преддверии 8 марта.
20 марта состоялась поездка в Музей Железных дорог России. Совместно с инклюзивным классом 3 в ребята посмотрели старинные модели паровозов, интерактивные модели уменьшенных копий поездов. Поездка осуществлялась общественным транспортом по городу;
2 апреля состоялась первая часть мероприятия посвященного Дню информирования о проблемах аутизма.Педагоги нашего класса с ребятами раздавали синие ленточки и подготовили информационный стенд. Провели встречу в актовом зале с классами начальной школы, где получили массу положительных эмоций и поддержку коллектива педагогов и обучающихся.
2 апреля состоялись мастер-классы в инклюзивных 3а, 3б, 3в, где наши ребята подготовили интересные творческие работы с воздушным пластилином.
3 апреля по нашему приглашению в гости в школу приезжал Театр Левендаль с детским спектаклем «Волшебная лампа Аладдина». Талантливые актеры и их персонажи увлекли всех в сказочные события старинной восточной мудрой сказки.
15 апреля состоялся долгожданный выезд Океанариум. Экскурсия оказалась познавательной и удивительной.
16 апреля в гости с мастер-классом по изготовлению игрушек из глины к нам приехали педагоги из 269 школы, удалось создать интересные вещицы в преддверии Пасхального праздника.
18 апреля состоялся мастер-класс по покраске яиц к Пасхе. Ребята с удовольствием занимались и оформляли свои работы.
22 апреля весь наш класс отправился в поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую Пустынь. Ребята и педагоги пообщались с Иеромонахом Филаретом, позвонили в колокола, посетили храм.
25 апреля состоялась вторая часть мероприятия ко Дню информирования о проблемах аутизма. Встреча прошла со встречей гостей из 269 школы и классов начальной школы. Атмосфера была дружеской, позитивной и доброй, были загадки, песни, танцы и конкурсы.
30 апреля осуществили экскурсию в Планетарий №1. Познакомились с лекционным материалом для детей о космосе.
7 мая наши ребята поучаствовали в школьной акции Бессмертный полк.
20 мая мы снова встретились с театром Левендаль и посмотрели чудесную историю о незабвенной Дюймовочке.
Вот настолько познавательно и интересно наши ребята провели учебный год! Но, кроме этого, они также учились, занимались и работали по протоколам. Об успехах ребят рассказывает куратор класса Анастасия Злотко:
«Исходя из анализа данных по поведению, а также данных по реализации работы по целям для каждого из учеников класса, можно сделать вывод о существенной положительной динамике. 30% целей, таких как, просьба о помощи, просьба о перерыве, просьба о желаемом, выполнение инструкций с преодолением дистанции, сообщать о выполненном задании, выполнении трех последовательных заданий в рамках одной инструкции, заниматься самостоятельно игровой деятельностью в свободное время, освоены и закрыты. Также по результатам работы педагогов класса проведена значительная работа при проведении ТФК, организации игровой деятельности в свободное время ребят. За время работы в данный период педагоги проявляют профессиональный интерес в улучшении качества знаний и области обучения детей с РАС».
Мы благодарим наших педагогов за их труд и профессионализм! Всем вам желаем теплых, солнечных дней, ярких эмоций в эти чудесные дни!
Специалисты наших социальных проектов куратор Наталья и тьютор Елизавета посетили очный семинар и конференцию «Комплексный и сострадательный подход к решению проблемного поведения» в Астане, где одним из спикеров был сам Грегори Хенли. При участии специалистов команды Ценности превыше процедур Современный АВА подход.
К нам в 269 школу приезжала съемочная группа Первого канала «Доброе утро, Петербург» и сняла сюжет об учебе детей с РАС в инклюзивной школе. Мы рассказывали, для чего всем детям полезно совместное обучение.
Ассоциации «Аутизм-Регионы»12 апреля исполнилось 8 лет. Поздравляем с днем рождения и не устаем благодарить за все ресурсы, которые аккумулирует Ассоциация. Это и экспертные знания в области современных моделей обучения детей с РАС, и в области современного фандрайзинга и работы с аудиторией, и многое другое, очень важное для системной помощи. Это сильная команда единомышленников, меняющих эту реальность с целью поддержки людей с аутизмом. Благодаря Ассоциации мы в 2018 году смогли стартовать в долгий путь с названием Ресурсный класс и благодаря в том числе этой поддержке мы продолжаем свою работу. Ассоциация «Аутизм-Регионы» объединяет родителей, которые хотят помочь своим детям с аутизмом. Сегодня и всегда вы тоже можете им помочь — перейти по ссылке и подписаться на пожертвования.
А 16 апреляАНО СПЕКТР А исполнилось 7 лет. 7 лет постоянной работы, 7 лет обучения, 7 лет опыта. Пусть эта цифра принесет нам удачу в этом году.
25 апреля в 7 школе прошел инклюзивный праздник, посвященный апрелю — месяцу информирования об аутизме. Ребята с РАС и их сверстники вместе активно провели время, и даже погода их не испугала.
30 апреля мы все вместе с ребятами и педагогами из 7 и 269 школ отправились в Планетарий №1. Там мы смотрели фильм о солнечной системе и обретали опыт посещения такого непривычного места. Это стало возможным, благодаря команде наших педагогов, которые заинтересованы в расширении социальных практик и с удовольствием помогают ребятам с РАС в преодолении сложностей. Мы — команда! #команда_спектр_а
Добрый вечер всем! На связи 7-я школа. Сегодня хотим немного рассказать Вам о том, как работает обратная связь с педагогами в нашем классе.
Во-первых, каждый день, когда родители забирают ребенка после учебного дня, тьютор обязательно рассказывает, как прошел день, какие были успехи, неудачи у ученика.
Во-вторых, очень важно, что для родителей регулярно проводит консультацию куратор Злотко Анастасия. На консультации куратор дает отчет по динамике нежелательного поведения на основе фиксации чек-листов, обсуждаются протоколы по целям: количество «закрытых» целей, и целей над которыми ведётся работа, обсуждаются общие планы и мероприятия.
Про консультацию куратора рассказывает мама Ярослава, Вероника Демидова:
«Недавно у меня была консультация с куратором нашего класса. У меня были вопросы по успеваемости Ярослава, так как в дневнике ухудшились отметки. Мне были даны разъяснения, что программа академических знаний была сложная и времени на повторение тем было мало. Мне рассказали, что в последнее время был сделан большой акцент на занятость Ярика во время перемен, и он хорошо освоил игру Мемо при взаимодействии с разным игроками. Мы обсудили поведение сына в классе, связанное с сенсорными ощущениями, а также способы их коррекции в рамках класса. Мне рассказали, что с Яриком работали над протоколом просьбы о перерыве, где он имеет очень хорошие результаты, что у Ярика проходили совместные коммуникативные занятия с ребятами из других классов. Было отмечено, что Ярослав стал спокойнее реагировать на изменения, а также на задержки по времени».
И на сегодня это все наши новости! Спасибо Вам за внимание и прекрасного настроения!
Проект «Школа будущего для детей с РАС: новые вызовы» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Добрый вечер всем! На связи 7 школа. Сегодня хотим поделиться с Вами успехами наших ребят. С момента начала реализации гранта прошло всего чуть более двух месяцев, но положительные результаты уже есть.
Рассказывает куратор проекта Злотко Анастасия:
«Исходя из анализа данных по поведению, а также данных по реализации работы по целям для каждого из учеников класса, можно сделать вывод о существенной положительной динамике. 30% целей, таких как просьба о помощи, просьба о перерыве, просьба о желаемом, выполнение инструкций с преодолением дистанции, сообщать о выполненном задании, выполнении трех последовательных заданий в рамках одной инструкции, заниматься самостоятельно игровой деятельностью в свободное время, освоены и закрыты. Исходя из данных графиков по отражению поведенческих эпизодов, отмечено значительное снижение их количества.
У Ярика уже получается без проявления НП просить о перерыве на уроке, а также спокойно принимать отказ с предложением альтернативы, ведется работа второго этапа. Стал более гибко принимать изменения договоренностей, более длительно выдерживать ожидание желаемого. Значительно расширился арсенал настольно-печатных игр на перемене.
У Мирославы отмечается больший интерес к свободной игровой деятельности, освоено больше игр и занятий на переменах, увеличилось количество просьб. Мира стала более спокойно реагировать на отказ, а также выстраивать коммуникацию со сверстниками на коммуникативных занятиях.
У Алексея наблюдается значительная динамика в коммуникации со взрослыми, выполняет просьбы с преодолением дистанции, отрабатываемой в целях. Значительное снижение тревожности в общественных местах. Появился отказ от нежелаемой деятельности.
У Саши продолжается поиск мотивационных стимулов. Саша отлично выполняет инструкции и просьбы педагога, просьбы о перерыве на уроке. Увеличился процент посещения уроков инклюзии. Стал с большим желанием посещать коммуникативные занятия и занятия внеурочной деятельности во второй половине дня. У Саши отмечается выстраивание коммуникации со сверстниками в приемлемой форме, увеличилось количество предложений поиграть. Продолжается работа по ТФК.
У Виталия значительно увеличилось количество посещений уроков инклюзии. Появились успехи в коммуникации со сверстниками нашего класса и класса инклюзии. Виталик стал спокойнее относиться к отказу. Отмечается больший интерес к общим играм со сверстниками на коммуникативных занятиях.
Олег стал чаще использовать коммуникатор в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Стал более активно включаться в игры на переменах. Увеличилось количество просьб о помощи.
У Темы отмечается значительное снижение количества проявлений НП в школе, на занятиях и в свободной деятельности. Освоено 4 игры для взаимодействия в паре со сверстником. Тема отлично ждет очередность своего хода в игре. Отмечены положительные показатели приемлемого реагирования на отказ, ожидания желаемого.
Работа над поставленными целями продолжается ежедневно. Поэтому успехи, пусть иногда, даже самые маленькие, очень радуют и вдохновляют на дальнейшую работу».
Мы бесконечны рады за ребят и верим, что впереди их ждет еще больше успехов!
Мы часто упоминаем индивидуальный подход в обучении детей с РАС. Сегодня поговорим подробнее.
Индивидуальный подход в обучении детей с аутизмом — это не роскошь, а необходимое условие. Он учитывает множество особенностей ребенка. К примеру, люди с аутизмом:
гипер-чувствительны к звукам, свету, тактильным ощущениям;
испытывают трудности с восприятием устных инструкций, но хорошо примут информацию, если дать зрительную подсказку.
Интересы у всех разные, и они могут помочь с мотивацией. Вероятнее всего, ребенок с аутизмом проигнорирует оценку в тетради с домашним заданием, а вот наклейка с любимым персонажем может стать положительным подкреплением.
Во время образовательного процесса необходимо думать об удобстве ученика. У него должна быть, например, возможность:
подвигаться, если это необходимо, что бы сосредоточиться;
передохнуть в помещении с приглушённым светом;
использовать шумоподавляющие наушники, что бы снизить стресс от звуковых перегрузок.
Индивидуальный подход включает в себя индивидуальный план обучения, который корректируется время от времени под наиболее актуальные задачи и согласовывается с родителями школьника. Важно, чтобы задания были посильными для ученика. Не слишком простыми и не чересчур сложными. Тогда стресс и страх перед неудачами существенно снизится.
Во время учебного процесса необходимо раскрыть сильные стороны и интересы каждого ребенка. Это будут ключи к его миру, с помощью которых педагог и родители смогут научить его навыкам для полноценной жизни и академическим программам.
Дети с РАС НЕ невнимательные, НЕ ленивые, НЕ невоспитанные. Они борются, и мы должны быть их союзниками, тогда они смогут все преодолеть.