В нашем проекте «Школа будущего для детей с РАС» работа с родителями происходит регулярно.
Родитель – это важный участник обучающего процесса, и процесс коррекции поведения идет намного легче, проще и быстрее, если в него включены родители и близкие ребенка с РАС. Дома родители организуют ежедневную рутину, обучают ребенка социально-бытовым навыкам, а также навыкам досуга и самозанятости в соответствии с поведенческой программой.
Для кого-то это легко, и, например, мама сама с удовольствием и успехом занимается с ребенком, в таком случае обратная связь регулярна и минимальна. Но бывает так, что родителям или бабушке может быть сложно: формы нежелательного поведения бывают разные, и как справиться с ними дома, или на улице, в общественных местах и на транспорте — не понятно, уровень стресса высок, страдают и ребенок, и окружающие. Тогда нужна более интенсивная помощь поведенческих специалистов: прямые консультации, супервизия домашних занятий, обратная связь по видеозаписям, которые делают родители дома. В этом случае работает связка родитель-куратор-супервизор: родитель занимается с ребенком дома, куратор обрабатывает данные и корректирует поведенческие протоколы, а супервизор принимает решения о дискурсе работы.
В нашем проекте родители помимо вышеописанного применяют дома функциональный анализ поведения: тренируют навыки адекватной просьбы, терпимости к отказу, самоконтроль у ребенка с РАС. Сессии бывают специально организованы, и проходят под прямым наблюдением специалистов, а бывают также, когда ситуации отрабатываются о обычной жизни: например, поход в магазин со списком продуктов, чтобы покупать не только желаемое, но и необходимое.
В начале этого учебного полугодия кураторы приглашали родителей на индивидуальные консультации, чтобы провести опрос и анкетирование, как прошли летние каникулы и вместе определить цели ближайшего развития ребенка. В течение осени и зимы происходят регулярные консультации кураторов и супервизоров для родителей как в школе, так и онлайн, для решения насущных вопросов.
Комментирует Виктория, мама Вероники:
«В жизни каждого школьника есть выходные и каникулы. И это совсем не значит, что в эти дни нужно лодырничать.
Во время дней свободных от школы Вероника занимается дома. Мы делаем домашние задания и отрабатываем упражнения по функциональному анализу.
Это происходит под запись для контроля верности выполнения куратором и супервизором проекта. Ника закрепляет навыки полученные в школе, а мы учимся быть немного тьюторами.
Со временем Ника стала с удовольствием делать «домашку» и мы включили в её досуг новые творческие задания.
И куратор, и супервизор очень вдохновляют меня на дальнейшую работу с ребёнком вне школы и продуктивный контакт с ней. Надеюсь скоро у Ники появится новое хобби, которое заменит ей досуг с гаджетами в пользу ручной творческой работы»
Наш проект «Школа будущего для детей с РАС: прикладной анализ поведения в обучении школьников с расстройствами аутистического спектра в Санкт-Петербурге» проходит при поддержке Фонда президентских грантов с использованием гранта Президента Российской Федерации на реализацию социально значимых проектов некоммерческих неправительственных организаций