Сегодня мы публикуем рассказ Сашиной мамы. О нашем проекте и о Саше.
Иногда все мы задаемся вопросом — в чем смысл нашей ежедневной работы? В тексте есть ответ.
«Два года назад, с виду, обычный мальчик пугал меня, своим поведением. И это мой сын!
Я боялась выходить с ним гулять, было страшно: что он может сегодня «выкинуть»…
А у него свой страх: перед обществом, перед большим скоплением людей, перед неизвестностью. Это приводит тело ребенка с аутизмом в такое состояние, что он начинает издавать лишние необычные звуки, или лишние движения. Невозможность управлять своим телом приводит сознание такого ребенка к истерике или к агрессии.
Взрослый, находящийся рядом,если он без опыта,может не справиться. И я сына тоже не понимала. Ругала, и наказывала…
Если даже мать не понимает, то что можно ждать от других людей? Общество не понимает и не принимает людей, которые ведут себя за «рамками приличия».
Дети с аутизмом необычные и ведут себя странно. Иногда не понимают обращенную к ним речь и поэтому неуправляемы.
И оказалось все просто: что нужно найти правильных педагогов, окружить такого человека общением и пониманием.
Мы перестали «лечить ребенка от умственной отсталости» и перестали искать чудо-докторов для постановки точного диагноза.
Это ведь совсем не нужно.
Сейчас мой сын ходит в ресурсный класс в обычной школе. К нему прикреплен тьютор.
Вопреки прошлым прогнозам специалистов из детского сада, мой сын обучаем и гиперактивность это его особенность темперамента и характера.
Теперь дома Саша ведёт себя очень хорошо. Послушный. Истерики почти прекратились. Любит гулять на площадке с другими детьми, потому, что может объяснить, в какую игру хочет поиграть. Ведь ребенку с отсутствием речи было сложно найти кампанию для игр.
Теперь Саша много и обьемно говорит, расширился не только словарный запас, улучшилось понимание, для чего ему речь вообще!
Постоянно применяет навыки, которым научили в школе: «Мама, прости!». Обращается, смотрит в глаза, понимает, что сделал плохо, действительно, пытается больше не повторять свое неправильное поведение. Значит все понимает!
Говорит «СПАСИБО»! Тоже навык, привитый за последний год в школе. Говорит это не только близким людям, а всем, даже тех, кого видит первый раз в жизни.
Стал спокойнее. Спать ложится во время, просыпается сам в 7.00
Сам завтракает. Сам одевается.
Приучают в школе делать все самостоятельно, ведь дома иногда проще помочь , чем ждать, пока он сам.
Признаю свою ошибку: мы мамы такие уставшие от проблем, делаем, как проще…
Часто ходим с сыном в бассейн. Саша хорошо плавает и ныряет. Любит воду.
В бассейне раньше были проблемы с поведением. Часто, посетители бассейна жаловались на моего сына, и не понимали, что ему нужно время, чтобы понять правила.
Очень сложно было объяснить ребенку, что плыть нужно только по своей стороне. Сейчас мне не страшно с ним туда ходить. И не стыдно)
Педагоги в школе объяснили нам, что многие инструкции можно донести с помощью картинок , ну или жестов, буквально на пальцах. Ребенку с аутизмом так понятнее.
Теперь мой сын определяет по мимике , шучу я или обижаюсь. Вообще, они и это проходят в школе: определяют по смайликам! И это оказалось тоже важно!
Открывает мне двери в магазине и держит, особенно понимает, когда у меня обе руки с пакетами.
Терпеливо ждёт свою очередь в кассу или в гардеробе.
В школе обучали и этому!
Часто общается с другими людьми.
Говорит «спасибо» гардеробщице без напоминания!
Говорит «здравствуйте», если с ним здороваются и ли он сам узнал человека, но это редко, так как он не рассматривает окружающих.
Говорит » Хорошо » на вопрос : «как дела? » Даже если спросил кассир в магазине.
Вроде бы обычное общение, мы говорим такое на автомате, но, с аутизмом это сложно. Несколько лет назад для нас это было только мечтой.
Саше сложно понять, что если задают вопрос, а ответа не знаешь, можно просто сказать «НЕ ЗНАЮ». И поэтому, обычно, он просто игнорирует ответ. Молчит.А мы думали, что не понимает вопроса.
Сейчас смотрит в окно, а там гуляют дети. Говорит:» Мальчик играет. Пойдём гулять на площадку?!»
Или: «Я хочу взять конфеты! Можно взять?»
Сам может начать разговор. Начинает рассказывать произошедшие события:» Мам,понравилось играть в мячик с Ваней «!
Теперь всюду сопровождает свои действия речью. Хорошо понимает числительные.
Постоянно все считает. Произносит: «Два мальчика гуляют» или «Я хочу три конфеты!».
Как это здорово!
А самое главное! Ребенок начал отождествлять себя в первом лице!!!
-Кто сделал?
-это Я!
Даже не понимаю, в какой момент это произошло! Я видела в этом проблему. Это было очень заметно для окружающих, когда он говорил о себе в третьем лице: «Саша хочет гулять». Это было странно..
Хочется поблагодарить педагогов ресурсного класса и всех, кто участвует в организации учебного процесса: Мы бы не справились! Спасибо огромное!
Я очень довольна поведением сына и социализацией.
Теперь я понимаю, что у моего сына есть будущее, с таким успехом мы сможем выбрать профессию и найдем друзей!»
Наш проект «Школа будущего для детей с РАС» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов