Окончание второго инклюзивного года для детей с РАС

Поздравляем всех  с окончанием второго года инклюзивного образования для детей с РАС и хотим поделиться достижениями наших учеников.

В 2019-2020 учебном году четверо детей из Ресурсного класса увеличили время  инклюзии в школе: они стали приходить  в одно время вместе с одноклассниками, выходить на совместные перемены и, конечно, на уроки. Стали ходить на общую зарядку для всей начальной школы в одной рекреации, ходить в столовую вместе со своими регулярными классами. Конечно, во многих моментах ребят сопровождают тьюторы, но некоторые вещи они уже вполне могут делать самостоятельно, ориентируясь на визуальные подсказки и, конечно, на поведение одноклассников: повесить верхнюю одежду, переобуться, идти в класс, убирать за собой посуду после завтрака. Убрать за собой посуду –  это первый шаг, чтобы  помогать маме, а значит быть  и чувствовать себя полезным.

Шаги к самостоятельности –  большой прогресс для наших детей!  

Основная цель инклюзии для детей нашего Ресурсного класса – это социализация, то есть усвоение социальных общепринятых правил и норм поведения, и, конечно, очень важно поддерживать совместное обучение и пребывание детей там, где это возможно. За год дети РК принимали участие в различных интерактивных программах, поучаствовали  в школьных и районных конкурсах, благотворительных и экологических акциях, выезжали на экскурсии вместе со своими регулярными классами. Совместная деятельность, учеба  и игра с поведенческой и визуальной поддержкой помогают нашим детям чувствовать себя увереннее  среди большого количества людей, а когда исчезает страх,  появляется интерес к миру.

В этом году продолжилась работа с коммуникацией детей  с  РАС. Двое ребят занимаются по PECS, двое других используют коммуникативные доски. Возможность выразить свои желания  так, чтобы быть понятым, это огромный шаг к полноценному общению, спокойствию и свободе.

Все дети РК были успешны в учебе, каждый в рамках своего специального индивидуального плана развития и адаптированной программы: занимались  индивидуально по протоколам, составленным куратором ПАП (Прикладной анализ поведения), по программам логопеда и психолога со специалистами, с учителем-дефектологом индивидуально и на фронтальных уроках в Ресурсном классе. Все дети  показывают стабильный прогресс в освоении целей программы, каждый в своем темпе, и это нормально. Они постепенно приобретают моторные навыки, навыки поведения слушателя и визуального восприятия, математики, письма, чтения, так же идет работа над приобретением коммуникативных, социальных и групповых навыков. Пока еще присутствует нежелательное поведение: иногда случается, что нет настроения, и заниматься не хочется, а с кем не бывает? Специалисты учат детей выражать свои желания и чувства приемлемым способом – с помощью карточек ПЕКС, или коммуникативной доски просить перерыв или другую деятельность.

Детям с РАС помогает также визуальное расписание, оно показывает время начала и продолжительность уроков и перемен, смену активностей.

За год дети с РАС  посетили  большинство уроков по окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке, физической культуре.  Длительность пребывания на уроке для школьников с РАС  разнится от 5 до 30 минут, но в то время, что ребята присутствовали на уроке,  работали продуктивно в основном с поддержкой тьютора, но еще им иногда помогали одноклассники. Каждый раз учитель-дефектолог и учитель регулярного класса вели работу над адаптацией темы урока для ребенка с РАС.

А еще очень большая радость, что у каждого ребенка в его регулярном классе появились друзья и помощники: дети — скрытые тьюторы,  они активно сопровождали наших на прогулках, переменах, помогали в гардеробе. Наши дети  радостно узнают, встречают своих друзей улыбкой.

Юра, Рита, Нелли, Арина, Лера, Лева, Коля, Саша, — спасибо вам за все!

Помимо уроков в этом году появилась еще и внеурочная деятельность –  инклюзивные занятия флористикой в рамках эко-проекта Общества охраны природы Санкт-Петербурга.

Работа шла, несмотря на то, что в Ресурсном классе в первом  полугодии не было учителя-дефектолога, многое взяли на себя тьюторы. Помимо этого в середине года произошла смена службы поддержки прикладного поведенческого анализа: куратора и супервизора.

Тем не менее, за год специалисты РК получили более двухсот  часов консультативной и информативной поддержки в период с сентября 2019 года по мая 2020 года. Тьюторы РК и учитель-дефектолог, пришедший после Нового года, прошли обучение на курсах прикладного поведенческого анализа и повысили свою квалификацию. Двенадцать  учителей регулярных классов (как начальная, так и средняя и старшая школа) проявили интерес и приняли участие в он-лайн тренинге «Методы ПАП в инклюзии детей с РАС».

И напоследок, несколько слов о  дистанционном образовании: старались все! Специалистам удалось организовать регулярные индивидуальные и групповые занятия он-лайн и по видео-моделингу, родители активно занимались дома с детьми. Но ничего не заменит живого человеческого общения, и мы ждем возвращения в школу после летних каникул.

Дорогие ребята, тьюторы, учителя  и родители, спасибо за ваш труд. Впереди еще много интересного!

Также мы благодарим организаторов и партнеров проекта: Фонд «Выход», Ассоциацию «Аутизм Регионы». Проект «Центр поддержки родительских инициатив в инклюзивном образовании детей с РАС и другими ментальными нарушениями «Ресурсный класс. Регионы» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

#ресурсныйклассрегионы #поддержкаинклюзиирегионы #аутизмрегионыродителям #внашихсилах #аутизмрегионы #ресурсныйкласс
#аутизм