Тьютор для школьников с аутизмом в Ресурсный класс. Адаптированная программа обучения для детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Дети зачислены в обычные классы (2-5 классы, разный возраст), есть ресурсная зона для индивидуального обучения. В команде ресурсного класса работают тьюторы, учитель-дефектолог, психолог и логопед, а также приглашенные специалисты: куратор и супервизор по прикладному анализу поведения. Адрес: ГБОУ СОШ №269, Трамвайный проспект, 22 (метро «Ленинский проспект»)
Требования: — высшее образование по специальности педагог-психолог, психолог, социальный работник; — преимуществом на собеседовании будет опыт работы с детьми с РАС и знание основ прикладного анализа поведения (АВА).
Обязанности: Индивидуальное сопровождение учащегося с расстройством аутистического спектра на уроках и во время школьной рутины. Участие в разработке и написании индивидуального плана развития ребенка. Индивидуальная работа с ребенком по протоколам под руководством поведенческих специалистов.
Задачи: — формирование у детей с РАС навыков коммуникации и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение учащегося в социальной среде; — формирование у детей с РАС социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; — формирование у детей с РАС элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации; — обучение детей с РАС доступным творческим видам деятельности.
— рабочий день с 8.30 до 15.00, работа в классе осуществляется в рамках прикладного анализа поведения, если нет знаний и опыта, мы обучим. Тренинг ПФА и ТОН, супервизор Жанна Бекеева.
Опытный коллектив, дружелюбная атмосфера, поддержка и взаимовыручка.
Заплата по результатам собеседования в зависимости от опыта учебы и работы.
Дорогие друзья! Лето — время каникул, и мы отчасти сократим нашу активность примерно до августа, а пока вам шлют привет наши прекрасные дети и прекрасные педагоги-тьюторы, которые были весь год с нами, всегда с улыбками и теплом! Хорошего вам лета, наши любимые и близкие. Отдыхайте, набирайтесь солнца, сил и витаминов. Сколько впереди счастливых дней!
В завершении проекта «Школа будущего для детей с РАС: прикладной анализ поведения в обучении школьников с расстройствами аутистического спектра в Санкт-Петербурге» в конце мая кураторы провели итоговые консультации с родителями в формате онлайн. Родителям дали рекомендации для занятий на каникулах, также для каждого ребенка была сформирована папка с домашними заданиями на лето, которую они получили в конце этого учебного года. Родители будут продолжать работу и в летний период.
Когда над поведением ребенка работают и специалисты в школе, и семья, тогда результаты становятся эффективнее, а прогресс ускоряется. В проекте мы организовали регулярную поддержку родителей: поведенческие специалисты помогли членам семей справляться с проблемным поведением дома, для того, чтобы дети с расстройствами аутистического спектра получили помощь с доказанной эффективностью в том числе и через родителей.
Рассказывает Анна Гельфанова, мама Саши, ученика школы №7: «Мой сын Александр обучается в классе для детей с расстройством аутистического спектра с педагогическом составом из учителя и тьюторов при поддержке кураторов, которые применяют метод прикладного анализа поведения. У Саши было много истерик, он не умел совсем ждать, были протесты и отсутствовал интерес к обучению и получению знаний. Педагоги при поддержке кураторов скорректировали поведение моего ребенка, он теперь умеет ждать и у него развился самоконтроль, появился интерес к знаниям и всему новому, умеет взаимодействовать с нормотипичными детьми, стремится к общению, может поддержать диалог, ему больше не требуется визуальное расписание, проговариваем на словах. А ещё он отлично адаптировался (инклюзировался) к среде класса детей 7 вида, занимается и высиживает спокойно урок без поддержки тьютора, выполняет все задания и инструкции учителя».
Мы расскажем об их успехах по итогам проекта «Школа будущего для детей с РАС: прикладной анализ поведения в обучении школьников с расстройством аутистического спектра в Санкт-Петербурге». Напомним, что в ГБОУ школа №7 учатся 6 детей с РАС, участников нашего проекта. Программа их обучения 8.3 для детей с РАС, в классе есть общие фронтальные уроки, индивидуальная работа с детьми, есть инклюзия – включение детей в регулярные классы, также в проекте проводились коммуникативные занятия с ровесниками в малых подгруппах. Помимо этого дети с РАС активно принимают участие в совместных школьных праздниках, выездах, участвуют в музыкальных представлениях с помощью службы сопровождения (психологов и тьюторов). Все дети на момент начала проекта демонстрировали поведение, которое мешало им в школе на уроках и в общении со сверстниками. Оно проявлялось в криках, избегании требований, иногда в агрессии в адрес взрослых. Для учащихся куратор по прикладному анализу поведения Максим Захаров в начале проекта провел тестирование и написал поведенческие планы, которые в последствии корректировались его коллегами по мере освоения.
Так, для нашего ученика Саши, который мог бросать предметы в ответ на требования взрослых или разговаривать с ними не по теме урока, были проведены тренинг функциональной коммуникации (FCT), тренинги «спокойно реагировать на изменения/прерывания», «спокойно отдавать предмет по инструкции». В результате проявления нежелательного поведения у Саши на уроках снизились до нуля. Благодаря этому он смог достичь успехов в инклюзии: стал посещать уроки : ИЗО, труды, музыка, математика. Саша спокойно выдерживает время урока 40 минут без демонстрации НП, соблюдая правила.
Мирослава на уроках смеялась, отказывалась выполнять задания, кричала, если не получала желаемого. Для нее также проводили тренинг функциональной коммуникации (FCT); тренинги «спокойно реагировать на изменения/прерывания», просьба о перерыве, принимать отказ 3-4 этап. Мира также, как и Саша стала посещать инклюзивные уроки в регулярном классе, выдерживать темп и продолжительность уроков, выходить к доске, выполнять задания учителя.
С Артемием работали над снижением агрессии в школе: коммуникативный тренинг 1 этап, тренинг «спокойно реагировать на изменения/прерывания», тренинг «спокойно отдавать предмет по инструкции», тренинг на ожидание мотивационного предмета, DRO. Артемий научился спокойно сидеть на фронтальном уроке до 40 минут, научился просить перерыв, стал посещать инклюзивные мероприятия: школьные праздники, театр, поход в магазин.
Леша учился спокойно и тихо сидеть на уроках, перестал выбегать из-за парты. Для него были организованы тренинг функциональной коммуникации (FCT); тренинг «спокойно реагировать на изменения/прерывания», просьба о перерыве, отказ от аверсивного стимула. В результате его поведение «крик на уроке» снизилось вдвое, у него хорошие успехи в академических навыках.
Ярослав реагировал на крики других детей и тоже начинал кричать во время урока, ему сложно было принимать смену деятельности и переходить от одной активности к другой без протеста. Для Ярика проводили тренинг функциональной коммуникации (FCT); тренинг «спокойно реагировать на изменения/прерывания», с ним регулярно вели работу тьюторы индивидуально. В итоге Ярику не только удалось улучшить поведение в классе для детей с РАС, но и выйти в класс со сверстниками, как Саше и Мире.
Олег показывал такое же поведение, как и Ярослав: отказывался выполнять задание, кричал, с трудом переключался от одной задачи к другой. Для него проводили тренинг функциональной коммуникации (FCT); тренинг «спокойно реагировать на изменения/прерывания», в результате этой работы Олег научился соблюдать правила на уроке, просить с помощью PECS необходимый предмет для выполнения задач.
В результате все 6 детей школы №7 показали улучшения в поведении на уроках в школе, это стало возможным благодаря работе тьюторов, кураторов и супервизора проекта «Школа будущего для детей с РАС». Мы не устанем говорить о том, что современной школе нужен прикладной анализ поведения при обучении детей с РАС, он убирает преграды к обучению, с ним дети достигают большего. Благодарим нашу команду специалистов: Анастасию Никитину, Анастасию Злотко, Тому Соломатину за проделанную работу!
А пока хорошего отдыха нашим ребятам и вам, дорогие друзья!
А мы продолжаем подводить итоги проекта «Школа будущего для детей с РАС: прикладной анализ поведения в обучении школьников с расстройствами аутистического спектра в Санкт-Петербурге».
Семёну 12 лет, он ученик 269 школы, закончил 5 год обучения в начальной школе по программе 8.4. На старте проекта у Сёмы наблюдалось такое нежелательное и мешающее поведение как крики, продолжительные вокализации на уроках при предъявлении требований. Был написан план вмешательства по коррекции нежелательного поведения в рамках тренинга SBT, разработанному Грегори Хенли, которое включает в себя обучению диалогу, направленному на умение спокойно откладывать игру/приятную деятельность, принимать отказ продолжать игру/приятную деятельность и соглашаться приступить к заданию. Этапы обучения: после слов: Все, закончили! –Ребенок обращается к человеку – поглаживанием по плечу: «Простите!» После вопроса инструктора: Что? — отвечает: «Как Я». После реакции инструктора: «Неет!», показывает жестом «Согласен». После того, как ребенок согласился, инструктор говорит: «У нас занятие» и предоставляет ему задания: академические и адаптивные. Исполнители: мама Семёна, тьюторы. В результате отработки тренинга количество эпизодов нежелательного поведения (вокализации во время занятий) снизилось с 10-20 раз до 2-5 раз за учебный день.
Сёма успешно освоил такие протоколы как: 1.Имитирует 15 движений крупной моторики, 10 движений мелкой моторики, 5 действий оральной моторики. 2.Сопоставляет неидентичные изображения и предметы в наборе из 6 стимулов. 3.Идентифицирует 15 действий другого человека, изображенного на картинке 4.Самостоятельно выбирает до 50 стимулов в комплекте из 4 -8 после вопроса взрослого об их принадлежности к категории. 5.Идентифицирует изображения по цвету (3 цвета) после инструкции взрослого: Где+ наименование цвета 6.Идентифицирует изображения по форме (3 формы) после инструкции взрослого: Покажи, что + (наименование формы). 7. Набирает на клавиатуре компьютера буквы по визуальному образцу. 8.Ученик будет выполнять 10 последовательных различных действий с предметами, которые будет озвучивать взрослый. 9. Выкладывает последовательность из 2ух идентичных элементов. 10. Идентифицирует стимул, имеющий отличие от трёх остальных по признаку принадлежности к категории.
На конец 2023 учебного года успешно освоены следующие протоколы по адаптивным навыкам: 1. Выполнять простые инструкции сверстника. 2. Дифференцировать цвета светофора. 3. Сервировать стол. 4. Подготовить и помыть зубную щетку. 5. Чистить зубы. 6. Поход в магазин (совершать покупки по списку). 7. Показывать на себе после вопроса «Где болит?».
Инклюзия На конец 2023 учебного года Семён: 1. Посещает такие инклюзивные уроки как: ИЗО, труды, окружающий мир, физическая культура. 2. Спокойно сидит на уроках от 15 до 25 минут, соблюдая правила. 3. Выполнят адаптированное задание на уроке. 4. Поднимает руку по выполнении задания.
Все это стало возможным благодаря регулярной ежедневной работе тьюторов ресурсного класса 269 школы по поведенческих протоколам и поддержке поведенческих специалистов: супервизора Жанны Бекеевой и куратора Анастасии Никитиной.
Мы очень рады таким результатам, они еще раз подтвердили эффективность прикладного анализа поведения в обучении детей с расстройствами аутистического спектра.
Сегодня наша история о Саше, ученике 269 школы, по итогам работы в рамках гранта: «Школа будущего для детей с РАС: прикладной анализ поведения в обучении школьников с расстройствами аутистического спектра в Санкт-Петербурге». Саше 10 лет, он успешно закончил третий год обучения в начальной школе по программе 8.3 для обучающихся с РАС. На старте проекта одной из преград в обучении у Саши был отказ от сотрудничества, который выражался в виде пинков и толкания тьютора, соседа по парте. Для Саши был написан план вмешательства по коррекции нежелательного поведения в рамка тренинга SBT, которое включает в себя обучению диалогу, направленному на умение спокойно откладывать игру/приятную деятельность, принимать отказ продолжать игру/приятную деятельность и соглашаться приступить к заданию. Вкратце: после слов: Все, закончили! –Ребенок обращается к человеку – поглаживанием по плечу: «Простите!» После вопроса инструктора: Что? — отвечает: «Как Я». После реакции инструктора: «Неет!», ребенок говорит «согласен». После того, как ребенок согласился, инструктор говорит: «У нас занятие», и предоставляет ему задания: академические и адаптивные. В результате применения поведенческого тренинга количество эпизодов нежелательного поведения (удары соседа) у Саши снизилось до нуля за учебный день.
По итогам учебного года успешно освоены протоколы: 1.Самостоятельно выбирает до 50 стимулов в комплекте из 4 -8 после вопроса взрослого об их принадлежности к категории. 2.Отвечает на вопросы по картинке: Что это? Какого цвета? Как говорит? 3.Выкладывает на планшете цифры, знаки «+», «-», «=», ориентируясь на предоставленное инструктором простое математическое выражение, выкладывает соответственное количество дидактического счетного материала, параллельно проговаривает свои действия и решает пример в пределах 10. 4.Выполняет инструкции, в которых содержатся предлоги в\на\под. 5.Описывает 15 изображений стимулов, используя не менее трех фраз подряд, без наводящих вопросов в 90% обучающих блоков 6.Самостоятельно копирует 3 вида линий, точки, 25 букв кириллицы и 10 цифр. 7.Называет предмет, который не соответствует заданной характеристике. 8. Различает 3 местоимения на слух. 9. Откладывает отрезок и замеряет его длину при помощи линейки. 10. Читает открытые и закрытые слоги с частичной вербальной подсказкой.
На конец 2023 учебного года успешно освоены следующие протоколы по адаптивным навыкам: 1. Сортировка белья на белое и цветное. 2. Навык «жди» до 2 минут.
Инклюзия на конец 2023 учебного года: Александр посещает такие инклюзивные уроки как: ИЗО, труды, окружающий мир, физическая культура, математика, письмо, чтение. Спокойно сидит на уроках от 15 до 35 минут, соблюдая правила. Выполнят адаптированное задание на уроке. Поднимает руку по выполнении задания. Выходит к доске по просьбе учителя и выполняет задание.
На каникулах Саша занимается со своей любимой собакой Соней и передает всем привет!
«Школа будущего для детей с РАС: прикладной анализ поведения в обучении школьников с расстройствами аутистического спектра в Санкт-Петербурге», продолжаем. Сегодня поговорим о нашем Вите. Витя тоже в этом году стал выпускником начальной школы, с чем мы его поздравляем! Витя носит шумопоглощающие наушники в школе, потому что у него есть сверхчувствительность к звукам. В начале проекта при тестировании у Вити выявили нежелательное поведение: хватание тьютора, соседа по парте при предъявлении требований, целью которого был отказ от сотрудничества. Витя не говорит, поэтому для него было невозможно другими способами выразить этот отказ в текущий момент. Куратор написала для Вити план поведенческого вмешательства по коррекции нежелательного поведения в рамка тренинга SBT, разработанному Грегори Хенли. В чем его смысл? Тренинг с опорой на навыки предполагает обучение навыкам, которые замещают проблемное поведение. На каждом из шагов тренинга применяются подсказки, моделирование и дифференцированное подкрепление. В течение времени проекта с Витей работали тьюторы и его мама дома. В итоге количество эпизодов нежелательного поведения (хватание тьютора, отказ от сотрудничества) снизилось до нуля раз за учебный день. Это позволило Вите учится без поведенческих препятствий.
Результаты на конец 2023 учебного года: 1. Самостоятельно выполняет до 10-12 движений\действий после словесной инструкции взрослого. 2. Сопоставляет идентичные и неидентичные изображения и\или предметы в наборе из 3-6 стимулов. 3. Идентифицирует изображения по цвету после инструкции взрослого: Где + наименование цвета. 4. Самостоятельно выбирает до 30 стимулов в комплекте из 3-5 после вопроса взрослого об их принадлежности к категории. 5. Имитирует движения крупной моторики (10 движений).
На конец 2023 учебного года успешно освоены следующие протоколы по адаптивным навыкам: 1. Использование карточки с просьбой «перерыв». 2. Дифференциация «чисто-грязно». 3. Сервировка стола по визуальной подсказке. 4. Чистка зубов. 5. Спокойно переносит бритьё (преодолели сенсорную чувствительность). 6. Спокойно переносит медицинские манипуляции (было сложно в силу тревоги). 7. Протирание стола салфеткой.
Инклюзия На конец 2023уч.года Виктор посещает такие инклюзивные уроки как: ИЗО, труды, окружающий мир, физическая культура. Он спокойно сидит на уроках от 10 до 25 минут, соблюдая правила. Выполнят адаптированное задание на уроке. Поднимает руку по выполнении задания.
Просто превосходные успехи у Вити в этом учебном году!
А пока Витя в хорошем настроении передает привет из летнего школьного лагеря и желает всем испытать все радости каникул!
«Школа будущего для детей с РАС: прикладной анализ поведения в обучении школьников с расстройствами аутистического спектра в Санкт-Петербурге».
Сегодня наша длинная история о Веронике. Нике в этом году исполнилось 14 лет, она стала выпускницей начальной школы, и скоро получит паспорт, с чем мы ее поздравляем! В начале проекта Нику куратор протестировала Нику на предмет нежелательного поведения. Ника имела у себя в репертуаре такие виды НП как агрессия (удары руками педагогов после отказа предоставления мотивационного стимула) и самоагрессия (кусала себе руку, когда предъявляли требования). Куратор Анастасия Никитина написала план поведенческого вмешательства по коррекции нежелательного поведения в рамка тренинга SBT, разработанному Грегори Хенли. SBT – это тренинг с опорой на базовые навыки: речь, адаптивные и академические навыки. Тренинг проводили тьюторы и мама Ники в течение всего проекта. В итоге поведение «удары руками тьютора/учителя» снизилось до нуля за учебный день, то есть исчезло. Поведение «кусание руки» снизилось с 15-20 раз до 3-5 раз за учебный день, то есть уменьшилось примерно в 5 раз. Это самые важные итоги, потому что такая работа дала возможность педагогам обучать Нику академическим навыкам, адаптивным протоколам, наладить инклюзивные уроки. За этот учебный год Никуля научилась самостоятельно выбирать до 100 стимулов в комплекте из 4 -8 после вопроса взрослого об их принадлежности к категории. Идентифицировать предметы \изображения по цвету после инструкции взрослого: Где+ наименование цвета. Она выполняет инструкции, в которых содержатся предлоги «в» и «на». Произносит название стимула каждый раз после демонстрации его взрослым и вопроса: Что это? для 11 дополнительных стимулов. Копирует 3 вида линий, 25 букв кириллицы и 10 цифр. Самостоятельно решает примеры со знаком «+» в пределах 10. Идентифицирует 6 эмоций. На конец 2023 учебного года успешно освоены следующие протоколы по адаптивным навыкам: 1. Ставить подпись в паспорт. 2. Дифференцировать цвета светофора. 3. Наводить порядок на рабочем столе после урока. 4. Пользоваться зеркалом, проверять внешний вид. 5. Спокойно переносить медицинские манипуляции. 6. Поход в магазин (самостоятельно совершать покупки, спокойно принимать отказ) 7. Набирать номер на телефоне. 8. Дифференцировать «чисто-грязно». На конец 2023 учебного года Вероника: 1. Посещает такие инклюзивные уроки как: ИЗО, труды, окружающий мир, физическая культура. 2. Спокойно сидит на уроках от 15 до 35 минут, соблюдая правила. 3. Выполнят адаптированное задание на уроке. 4. Поднимает руку по выполнении задания. 5. Выходит к доске по просьбе учителя и выполняет задание.
Все это стало возможным благодаря ежедневному, упорному, кропотливому труду педагогов школы №269 и поведенческих специалистов Жанны Бекеевой и Анастасии Никитиной.
А пока Ника передает привет из летнего школьного лагеря и желает всем хорошего лета!
Сегодня международный день защиты детей и мы хотим напомнить некоторые основополагающие принципы Декларации прав ребенка:
1. Все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе. 2. Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически и духовно. 3. Государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя. 4. Дети имеют право на социальный уход и медицинскую поддержку, каждый ребенок имеет право на жилье и питание. Декларация разъясняет необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей. 5. Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием. 6. Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства. 7. Всем детям предоставляется бесплатное обучение. 8. Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь. 9. Декларация защищает детей от жесткого обращения и эксплуатации. 10. Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в частности, родители, учат его заботе и пониманию.
25 мая 2023 года состоялся межрайонный семинар, посвященный итогам проекта «Школа будущего для детей с РАС: прикладной анализ поведения в обучении школьников с расстройствами аутистического спектра в Санкт-Петербурге». Специалисты по ПАП, заместители директоров школ по учебной работе, педагоги инклюзивных школ Санкт-Петербурга собрались вместе, чтобы послушать доклады кураторов о результатах работы за период проекта. Семинар открыла Елена Борисовна Федоренко, директор школы №269. С докладами также выступили тьюторы ресурсного класса ГБОУ СОШ №269, специалисты ГБОУ школа №7 Красносельского района. Также на семинаре обсуждали актуальные вопросы адаптированных программ начального образования для детей с РАС. Встреча прошла в дружественной обстановке: эффективное обучение детей с РАС это всегда актуальный вопрос для специалистов инклюзивных школ, и мы благодарим Центр образования Кудрово за проявленный интерес и участие. А об итогах проекта мы подробно расскажем в следующих постах.